автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

У заболевания «ожирение» есть психологические предпосылки. В настоящее время эта мысль банальна и очевидна.


Однако полвека назад такое заявление вызвало бы изрядное сопротивление как профессионалов, так и пациентов.

Курс по психосоматике, который я изучала в 1980-х гг. на факультете психологии МГУ, даже не затрагивал тему «Психологические предпосылки ожирения» — такую востребованную сегодня.

В настоящее время есть множество подходов в исследовании и коррекции психологических предпосылок ожирения. Я постараюсь изложить основные, с которыми согласны представители практически всех направлений.

Так, среди психологических факторов, которые ведут к ожирению, психологи наиболее часто отмечают низкую самооценку, слабый самоконтроль, низкую стрессоустойчивость.

Такие пограничные факторы, как склонность к навязчивым и тревожно-депрессивным состояниям, которые оказывают огромное влияние на риск возникновения ожирения, скорее всего, потребуют подключения к лечению специалистов-психиатров.

В нашей же рубрике мы обсудим, как диетолог в своей работе может учесть психологические факторы ожирения.

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА

Как определить

Человек извиняется даже за то, что задал лишний вопрос. Садится неудобно, как бы боясь занять лишнее место. В ответ на комплимент говорит: «Ой, это я просто сегодня голову помыла».

Иногда низкая самооценка проявляется парадоксально — человек ведет себя вызывающе, как бы пробуя окружающий мир: «А так можно?». При этом определить, что его самооценка и уверенность низки, можно по тому, что он совсем по-разному ведет себя с «сильными» и «слабыми» мира сего и мгновенно «сдувается», получив отпор.

Как воздействовать

Отмечайте его успехи в лечении. При этом фокусируйтесь не на похвале («молодец, стараетесь»), а на объективных фактах («сегодня ваш вес меньше на Х, у вас изменился показатель У»). Дело в том, что похвала может заставить пациента с низкой самооценкой чувствовать себя неловко или сомневаться, он может начать извиняться и оправдываться. А объективная информация будет действовать помимо его «комплексов» и укрепит его Взрослую позицию.

Помогайте ему укреплять свою уверенность и нацеленность на успех. Для этого можно использовать «коучинговые» вопросы. Коучинговые вопросы и коучинговая беседа дают возможность пациенту самому прийти к необходимым решениям и выводам и взять на себя ответственность. Также такой подход усиливает самоконтроль, о чем мы будем говорить далее.

СЛАБЫЙ САМОКОНТРОЛЬ

Как определить

В журнале «Практическая диетология», № 1(9) в статье «Ответственность за здоровье» мы с вами обсуждали вопрос самоконтроля (приобрести печатную версию журнала с данным материалом можно в интернет-магазине www.argumentkniga.ru, также ознакомиться с пу- бликацией можно на сайте издания www.praktik-dietolog.ru, в разделе «Кабинет психолога» — Прим. ред.). Там же вы можете еще раз посмотреть тест по измерению уровня контроля в области здоровья.

Определить низкий уровень субъективного контроля у пациента без теста возможно по тому, как он говорит о себе и других, о достижениях и неудачах.

Его типичные фразы:

  • Если бы мне не помешали, я бы сделал.
  • Как я могу не есть, если они все время покупают вкусное.
  • Это мне просто повезло.

Как воздействовать

Во-первых, вы можете помочь пациенту выделить и почувствовать свою область ответственности. Для этого можно также использовать «коучинговые» вопросы, приведенные ранее.

Во-вторых, вспомним о стереотипах пациентов в отношении здоровья, которые мы обсуждали в журнале № 4 (8) в статье «Стереотипы пациентов». Есть два стереотипа, которые особенно явно проявляются и препятствуют лечению при слабом самоконтроле у пациентов со склонностью к ожирению: реактивность («Если нельзя, то очень хочется») и задержка обратной связи («Потом мне будет плохо, но это же потом»).

Напомним кратко:

1. Реактивность («Если нельзя, то очень хочется»).

Реактивность особенно проявляется при запретах. Поэтому лучше сместить акцент с запрета вредного на пропаганду полезного. Например, вместо фразы «Нельзя есть сладкое» лучше сказать: «Ешьте сладкое после белковой пищи. Если во время еды вы съедите необходимое организму количество белка, то у вас не появится желания съесть много сладкого».

2. Задержка обратной связи («Потом мне будет плохо, но это же потом»).

Задержка обратной связи состоит в том, что запретные вкусности приносят ощутимые удовольствия прямо сейчас, а вредят совсем неочевидно (никто не прибавляет критический вес на следующий день после съедения огромного торта). В то же время рекомендованные полезные действия требуют усилий прямо сейчас, а ценные плоды принесут в неопределенном будущем.

Хотите больше информации по вопросам диетологии?
Приобретите информационно-практический журнал «Практическая диетология» в электронном или печатном формате!

КУПИТЬ

РОЛЬ СЕМЬИ

«Первое исследование роли семьи в развитии и поддержании переедания и ожирения было проведено Leann L. Birch в 1987 г. По данным автора, пища часто используется родителями для укрепления желательного или нежелательного поведения детей. Родители, награждая своих детей сладостями, увеличивают привлекательность сладостей в целом. Специфические интеракции между родителями и детьми также объясняют другие формы выученного поведения, например, такие как „всегда доедать до конца“», — отмечают авторы обзора исследований семейно-психологических аспектов проблемы ожирения, размещенного в научно-практическом журнале «Практическая медицина. Неврология. Психиатрия» от 23 апреля 2012 г.

Поэтому необходимо приближать обратную связь.

Объяснить, как проявляются последствия нарушения рекомендаций врача-диетолога (пока почти незаметно) и как положительно сказывается соблюдение рекомендаций. И измерять, измерять, измерять: сантиметры на талии и бедрах, индекс массы тела и т. д. Это единственный способ сделать так, чтобы в сознании пациента вместо далекой расплывчатой цели появился четкий путь с метками, которые он видит каждый день.

НИЗКАЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Как определить

Проявления как текущего состояния стресса, так и общей низкой стрессоустойчивости могут быть очень разными. Частично мы обсуждали их в статьях о стрессе в предыдущих номерах журнала.

Среди внешних проявлений могут быть как физиологические (например, вегетососудистые), так и психологические.

Так, значительно подвержены стрессу пациенты, застревающие на позиции Родителя. Вы заметите их по тому, что они всегда знают, как должно быть, и постоянно оценивают всех и вся. Избыточный стресс у них возникает из-за того, что они «всё знают и умеют», поэтому они набирают огромное количество задач и ответственности, с которой потом не справляются. Кроме того, они полны жестких ожиданий. Разрыв между этими ожиданиями и действительностью приносит дополнительные страдания.

Как воздействовать

Коррекция низкой стрессоустойчивости пациента требует специальной психокоррекционной работы. В ходе своего общения с такими пациентами диетолог может смягчить его застревание на позиции Родителя, выводить собеседника на Взрослую позицию.

Для этого в журнале № 1 (5) в статье .Инструмент общения. мы отрабатывали технику вопросов — открытых, нейтральных вопросов о факте. Например,«Какое самое высокое давление у вас было?»,«В каком году ваш вес достиг 100 кг?».

МОДЕЛЬ GROW

Одна из наиболее распространенных методик коучинга — модель GROW. В основе этой модели, предложенной Дж. Уитмором, лежит определенная последовательность постановки эффективных вопросов. Дж. Уитмор считает принципиально важным начинать с определения цели, а не с анализа существующего положения, которое может стать тормозом для постановки цели.

Этапы  Примеры 
 GOAL — постановка цели Чего бы вы хотели достичь?
Какой результат вы будете считать очень хорошим?
Измерима ли наша цель?
Действительно ли вы этого хотите?
 REALITY — анализ реальности В какой ситуации вы сейчас находитесь?
Какими ресурсами мы располагаем?
Кто еще может повлиять на ситуацию?
Что вы предприняли в связи с этим?
 Options — определение возможностей к действию Что может помочь нам в решении вопроса?
Каким методом мы будем действовать?
Какие у вас есть альтернативы этому подходу?
Каковы преимущества и скрытые недостатки этих вариантов?
Каким вариантам вы отдаете предпочтение?
 Will — воспитание воли к действию Что мы выбираем для достижения цели?
Что поможет достичь цели?
Каковы будут следующие шаги?
Когда конкретно вы предпримете их?
С какими препятствиями вы можете столкнуться?

По материалам книги Джона Уитмора (John Whitmore) «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г.

Слово диетолога

Итак, мы рассмотрели с вами такие факторы, как низкая самооценка, слабый самоконтроль и низкая стрессоустойчивость. Вы можете использовать приемы определения этих факторов и рекомендации по воздействию. Потому что слово диетолога, работающего с больным ожирением, обладает не только информационным, но и психотерапевтическим воздействием, которое, по современным представлениям, совершенно необходимо пациенту.