автор: Е. И. Калмыкова директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва (с 1995 по 2018 г.)

автор: Е. И. Калмыкова директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, г. Москва (с 1995 по 2018 г.)

В 1915 г. в Петербурге состоялась Молочная выставка, организованная Императорским Вольным экономическим обществом. Одновременно с выставкой, демонстрирующей выдающиеся успехи в молочной отрасли, собрался съезд «молочных хозяев». Двести человек, в том числе и король отрасли Николай Васильевич Верещагин, десять дней напряженно работали с целью определения дальнейшего пути развития молочного производства в России и увеличения экспорта молочных продуктов за границу.

В своем выступлении на съезде Н. В. Верещагин поднимает вопрос и о фальсификации: «Подано заявление в съезд тремя крупными фирмами с указанием места фальсификации и места сбыта фальсифицируемого продукта... Фальсификация принимает все более и более крупные размеры». Вследствие распространения этого явления в Москве, Петербурге, Сибири, указывает Н. В. Верещагин, потребители жалуются «на желудочные страдания и потерю аппетита».

Что же делали с молоком недобросовестные производители? На этот вопрос подробно отвечают исследователи русской кухни: добавляли крахмал и другие мучнистые примеси для увеличения плотности молока; подмешивали аравийскую камедь, трагант, стиракс и декстрин для придания молоку слизистости; клали в молоко бараний мозг для увеличения жирности; примешивали тростниковый и крахмальный сахар, яичный белок и желток, студень и животный (рыбий) клей; весьма редко, но случалось, что в молоко добавляли даже мыло! (Ольга и Павел Сюткины, «Молоко с мозгами: опыт фальсификации» / zen.yandex.com).

Такой впечатляющий «креатив» появился не вдруг и не сразу. История фальсификации берет свое начало из глубины веков.

Древние времена

Еще в древности находилось немало людей, которые обманывали ближнего из корыстных побуждений. С появлением в обществе товарного обмена и развитием рыночных отношений появились и первые поддельные продукты.

На маленьких рынках обмануть было достаточно сложно: когда все друг друга знают, обманывать чревато.

Но уже в Древнем Риме подделка продуктов была настолько распространена, что до наших дней дошла информация и о фактах подмешивания в продукты посторонних примесей для увеличения веса, и о болезнях, вызванных фальсификацией продуктов.

Массово во времена Римской империи производилась фальсификация вина. При экспорте вина в кувшины добавляли свинец, что предохраняло вино от прокисания. А в уже прокисшее вино подливали сладкий сироп, состоявший из окиси свинца. Это позволяло продать некачественный продукт. А результатом использования свинца оказалась «винная болезнь» римлян, которая, по сути, была отравлением свинцом. Симптомы этой болезни — тошнота и головокружение. При сильных отравлениях болезнь могла закончиться смертью.

Поскольку в Риме были приняты законы, нормировавшие цену единицы хлеба, известно, что некоторые римские продавцы подмешивали в хлеб мел для увеличения веса продукта. В редкий и дорогостоящий красный перец нередко добавляли толченую киноварь. А так как киноварь — это сульфид ртути, перченые блюда оказывались отравленными.

«...мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду», — гласила одна из заповедей Моисея (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны. Гл. 25). Но это не останавливало недобросовестных торговцев.

Средние века

В Средние века объемы рынков сильно возросли. Возросли и объемы фальсификаций. Возникновение и развитие в это время ремесленничества, объединение отдельных ремесленников в цеха, а купцов — в гильдии дали импульс к разработке и применению определенных цеховых или городских норм и правил, в том числе и морально-этических, устанавливающих определенные требования к товарам и торговле ими. Цеховые уставы и распоряжения городских властей запрещали продавать некачественные пищевые продукты: непропеченный, подгоревший, черствый хлеб; мясо падших или слишком молодых животных и т. п. Надзор за продажей пищевых продуктов осуществляли рыночные смотрители. Нарушителей ожидали серьезные проблемы, вплоть до изгнания из цеха и города, а то и казни в особо опасных случаях фальсификации.

При приеме в отдельные цеха ремесленников (мясников, булочников, молочников) и в купеческие гильдии давалась присяга на честность. Риск потери положения в цеху или в гильдии, опасность не только для самого жулика, но и его семьи несколько сдерживали масштабы фальсификации.

XIX век. Европа в плену у фальсификата

«Я знал людей... которые с пеной у рта кричали о варварстве бокса, а сами были повинны в фальсификации продуктов, от которой детей ежегодно умирает больше, чем их было на совести у „кровавого Ирода“».

Джек Лондон, «Железная пята»

В XIX в., во времена индустриальной революции и расцвета рыночных отношений, фальсификаторы распоясались окончательно. Ф. Энгельс, описывая масштабы фальсификаций в Англии того времени, указывал на тотальный характер подделок, когда вместо чая продавался сушеный лист терна; перец разбавляли ярко-красными красителями, в том числе киноварью; вместо какао продавали глиняную пыль, смешанную с бараньим топленым жиром; в сахар намешивали рисовую муку, а в муку — более дешевый крахмал, а то и мел. Отсутствие нормальных продуктов питания влекло серьезные болезни потребителей.

Развитые страны одна за другой принимают законы о борьбе с фальсификацией. Эти законы предусматривают меры наказания за подделку продуктов: достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированными товарами; а также меры пресечения — лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.

Первой такое законодательство приняла Франция в 1851 г.

В 1879 г. законы о фальсификации пищевых продуктов устанавливает Германия, которая на протяжении веков жестко боролась с подделкой продуктов. Еще в Средние века здесь распоряжениями городских властей, цеховыми уставами и местными обычаями запрещалось продавать несвежие и дурно приготовленные продукты, старый и плохо выпеченный хлеб, мясо слишком молодых животных и т. д. За нарушения правил торговли полагался штраф в 150 марок, за подделку пищевых продуктов, их хранение и продажу полагался штраф 1500 марок и арест на срок до полугода, а за фальсификацию пива — смертная казнь путем отсечения головы.

Если купец торговал фальсификатом, он был виновен вне зависимости от того, знал он об этом или нет, «ибо по роду своей деятельности купец обязан был знать». В 1890 г. законы о фальсификации продуктов были приняты в Италии, затем в Бельгии, Англии, Швейцарии и других странах. Понятие фальсификации в различных странах трактовалось по-разному, в соответствии с этим предусматривались и различные меры за подделку продуктов. Помимо законодательства, в европейских странах применялись методы общественного воздействия. Примером может служить частная инициатива лондонской медицинской газеты The Lancet в Англии.

В 1851 г. руководство газеты поручило специалистам исследовать пробы продуктов лондонского рынка. Результаты обследования, опубликованные в газете, потрясли английскую общественность. Все 49 проб хлеба были с примесями. При обследовании оказались фальсифицированными 70 % проб кофе, 65 % проб молока, сыра, какао, пива, консервов и пряностей. По поручению английского парламента была создана комиссия из выдающихся физиков, химиков, медиков и промышленников для разработки проекта реформы по борьбе с подделками реализуемых товаров. Работа комиссии завершилась принятием парламентом в 1860 г. закона о фальсификации пищевых продуктов. Позднее в Англии был принят и закон о пищевых продуктах в связи с массовой продажей поддельного маргарина.

Далее в статье:

Фальсификация в России

Распоряжения Петра I

Россия. XIX век. Сплошное надувательство!

Газеты в помощь

Развитие науки товароведения

Пустые хлопоты

«Фальсификации товаров в СССР нет!»

Апогей фальсификации

Мир без подделок

Литература