автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

Часто ли вам приходится общаться с агрессивными людьми? Умеете ли вы справляться с их агрессией без ущерба для себя? Вы допускаете, что человек имеет право проявлять агрессию, или считаете, что нужно немедленно прекратить с ним общение, не позволяя собеседнику кричать, топать ногами и т. д.? А если агрессивен пациент, с которым нужно не просто общаться, а лечить, давать рекомендации? Есть ли у агрессии причина, знание которой поможет нам понять состояние пациента? И, самое главное, как взаимодействовать с пациентом в состоянии агрессии, чтобы обезопасить себя и помочь ему? С этими вопросами мы будем разбираться в этой статье.


Что такое агрессия?

Американские психологи Арнольд Басс и Энн Дарки провели серию исследований, посвященных агрессии в разных ее проявлениях. В результате они предложили один из самых известных тестов исследования агрессии («Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки») и классификацию видов агрессивных реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия — воздействие окольным путем в замаскированной форме, направленное на другое лицо или социальные нормы и установки.
  3. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  4. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  5. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  6. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  7. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  8. Чувство вины — отрицательно окрашенное субъективное отношение человека к совершённому им поступку.

При взаимодействии со всеми этими видами реакций важно понимать, что это именно агрессия, и применять соответствующие коммуникативные приемы, которые мы разберем чуть позже.

Определение агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются следующие виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозу, проклятия, ругань);
  3. прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  4. косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
  5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой- либо цели;
  6. враждебная агрессия — выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
  8. альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.

Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.

Особый пациент

Врачу приходится нередко иметь дело с пациентами, проявляющими те или иные агрессивные реакции. Агрессивность встречается среди самых разных групп людей. Однако пациенты с алкогольной зависимостью страдают ею особенно сильно. Именно поэтому контактировать с ними одинаково нелегко как родственникам, окружающим их в обычной жизни, так и врачам, когда больные попадают к ним на лечение.

Почему так сильна агрессия именно среди больных алкоголизмом? Факторов много, наиболее важными представляются следующие:

1. Физиологическая провокация агрессии воздействием алкоголя на мозг и внутренние органы.

Об этом факторе говорят многочисленные исследования. Перечислим несколько примеров:

  • Агрессия при длительном употреблении алкоголя связана со снижением процессов торможения, высвобождением насильственных импульсов, нарушением деятельности нейротрансмиттеров, дисфункцией височной доли (Яковлев A. M. Борьба с рецидивной преступностью. — М.: Наука, 1964. — 223 с.).
  • Отмечено возрастание агрессивности больных алкоголизмом в зависимости от дозы спиртного: агрессивность усиливалась уже при минимальных концентрациях алкоголя в крови, еще не приводящих к опьянению (Cherek D. R., Spiga R., Egli M. Effects of response requirement and alcohol on human aggressive responding // J. Exp. Anal. Behav. — 1992. — Vol. 58, № 3. — P. 577–587).
  • По поводу минимальных доз есть разные данные — например, в исследовании Свана показано, что незначительные дозы сдерживают агрессию, в то время как большие дозы способствуют ее проявлению (Swan N. New imaging technology confirms earlier PET scan evidence: Methamphetamine abuse linked to human brain damage // NIDA Notes. — 2003. — Vol. 18, № 2. — P. 6–7).

2. Влияние жизненной ситуации, которая либо стала причиной проявления алкоголизма, либо появилась вследствие него, однако и в том и в другом случае вызвала реакцию агрессии.

  • Например, аффективно-динамическая модель связывает агрессию с реакцией на кризисную ситуацию, развивающуюся вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей (Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Речь, 2007. — 479 с.).

3. Агрессия как реакция пациентов на попытки работать с их зависимостью. Агрессивная реакция в принципе свойственна людям в ситуации, когда затрагивают их зависимости («вредные привычки»), и больные алкоголизмом в этом смысле не исключение.

Конструктивное общение с пациентами, проявляющими агрессию, необходимо выстраивать тщательно, основываясь на определенных психологических методах.

Что делать?

Начнем с того, чего делать нельзя, так как это усиливает агрессию.

Нельзя:

  • Оправдываться.

«Да я не хотела, чтобы так получилось, я хотела помочь».

Оправдание — всегда детская позиция. Безответственная и беспомощная. А значит, пациент остается один на один со своей агрессией и ее причинами. Ответственность за всю ситуацию тоже скапливается у него. Он обязательно начнет сопротивляться, и агрессия усилится.

  • Быть равнодушным.

«Да-да…», «продолжайте».

У любого человека ощущение, что его не услышали, а эмоции не поняли, усиливает либо вызывает агрессию.

  • Иронизировать по поводу пациента, и особенно его слабостей.

«Ну вам, конечно, виднее, что такое здоровый образ жизни».

Ирония, может, и кажется безобидной, на самом деле это форма проявления агрессии. Причем форма, не дающая возможности ответить как на агрессию. Получается, что человек просто шуток не понимает. И пациент оказывается в ловушке. Наиболее вероятная реакция — усиление агрессии.

  • Поучать и увещевать, советовать, как поступать, читать нравоучения.

«Вам следовало бы хорошо подумать, прежде чем нарушать режим».

Даже самые мягкие и с виду доброжелательные нравоучения — проявление родительской (опекающей) позиции. Агрессия также была проявлена с родительской позиции. Возникает уже знакомое нам пересечение транзакций, вызывающее конфликт и усиление агрессии.

  • Нападать в ответ.

«Да вы соображаете, что делаете?!»

Это также ответ с родительской (критической) позиции и тоже приводит к конфликту, причем более сильному.

Что можно и нужно делать?

  1. Найти и подчеркнуть что-то общее с пациентом. Как минимум, у вас есть общая цель — его выздоровление, а возможно, вы найдете общие мнения по поводу чего-то еще.
  2. Подчеркнуть значимость пациента в ваших глазах, его мнения, чувств.
  3. Сказать о своих чувствах и чувствах собеседника.
  4. Проявить интерес к проблемам пациента.
  5. Предоставить пациенту возможность выговориться.
  6. Предложить конкретный выход из сложившейся ситуации.
  7. Обратиться к фактам.
  8. Держать спокойный, уверенный темп речи.

Форма реагирования

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-либо значимой цели;
  2. способа психологической разрядки;
  3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский.

Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.

Техники снижения агрессии

Давайте разберем подробнее четыре техники снижения агрессии собеседника.

Техника подчеркивания общности.

Правила:

  • Выявляемые черты должны быть скорее приятны собеседнику, чем неприятны, и восприниматься как достоинства.
  • Эти общие черты должны относиться к экспертной зоне человека.

Примеры:

  • Мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации.
  • Для меня, так же как и для вас, важно, чтобы вы почувствовали себя лучше.

Техника подчеркивания значимости собеседника, его мнения.

Правила:

  • Конкретность, обусловленность фактами.
  • Искренность.

Примеры:

  • Ваше описание беспокоящих симптомов очень четкое и помогает определить лечение.
  • Ваше предложение представляется мне очень ценным.
  • Спасибо, что вы открыто сказали мне о том, что вам не нравится. Это позволит нам найти лучшее решение.

Техника вербализации своих чувств.

Примеры:

  • Я удивлен.
  • Я огорчен.
  • Меня задевает.
  • Меня тревожит.
  • Мне неприятно.

Техника вербализации чувств собеседника.

Правила:

  • Вербализация чувств, особенно негативных, должна быть в уважительной формулировке:
  • Нельзя говорить «вы злитесь», «вы нервничаете», «вы не понимаете».
  • Можно говорить «вы сердитесь», «вас беспокоит», «вы удивлены».

Примеры:

  • То есть вы чувствуете негодование, когда вспоминаете об этом.
  • Если я вас правильно понял, вас расстроило поведение моего коллеги в этой ситуации.
  • Я согласен, что это вызывает дискомфорт.
  • Да, конечно, это очень огорчительно.
  • Насколько я вас понял, вас больше всего беспокоит необходимость соблюдать непривычную диету.

Представленные приемы требуют небольшой тренировки, после чего их можно применять даже в ситуации с самым разгоряченным собеседником.

Сила паузы

Помните о паузе — так же как и в противостоянии манипуляции, она очень важна. Потому что агрессивные слова пациента задевают и провоцируют ответить резко, или промолчать, или даже оправдаться. А все это, как мы разобрали выше, только усиливает агрессию собеседника. Пауза помогает нам прекратить спонтанную неконструктивную реакцию и выбрать нужную конструктивную технику.

Уважаемые читатели, желаем вам успеха и, как всегда, ждем интересных ситуаций и вопросов.